Тайны этих стен гробовой тишины
Дышит в каждом углу по ночам странный шорох
Здесь любой монумент в состоянии войны".. (ДДТ)
Знаю, я знаю, что эту песню привязать к экскурсии Миши samiznaetekto можно с трудом, но может погодой навеяло, а может у меня такие ассоциации с Московским проспектом, не суть.. Главное, что экскурсия была шикарная, с харизмой и неповторимым духом истории во всем. Миша, ты зря волновался, такой объем информации, да так непосредственно, не каждый сможет подать с таким смаком! Народный гид - это супер задумка в spbblog!!!
Спасибо и представляю свой, запоздалый отчет с много фото и инстаграм, который как раз велся тогда прямо с места событий).
И так, нас было много: id77 oksa_sun le_milady lenarudenko oxana_oxanovna aresgradivus photomaxx_j meteo + 1, ks_ana, lone_gunman, cookonline + 1, vince_spb, pink_mathilda и я.. Надеюсь, никого не забыла?
И "что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной"?.. да, да, да!.. нам не только дождь не помешал бы еще раз пройти столько же и выслушать Мишу.
И так.. 1 мая, Петербург-Петроград-Ленинград в экскурсии: «Три десятилетия развития и три десятилетия деградации неоклассической архитектуры».
А началось все просто.. от станции метро "Фрунзенская"..
Все угадают, где мы находимся? :) ..
В конце поста я дам ссылку, где собраны все впечатления и отчеты. Тут добавить даже нечего, потому что воспроизвести весь тот объем исторической информации просто невозможно.
Но я хочу сказать, что мне очень понравилось и то, что мы в такую погоду прошли все это ногами, "пощупали" историю так сказать, еще больше запало в ум и сердце!
Вообще история Московского проспекта в полной мере отражает историю нашего города от начала прошлого века, куда вплелись все недостатки и достоинства эпохи революций, Сталина, Великой Отечественной войны и хрущевской оттепели. Пожалуй, не один район нашего города не может похвастаться столь наглядным пособием культуры градостроительства той эпохи.
Я теперь понимаю это в полной мере.
Пока мы шли к отправной точки, с которой и началась экскурсия, я успела заглянуть за забор)) - символично получилось.
а вот Майя - как отражение нашей действительности)))) нашей группы))
А этот мост, как и дома около него должны были выглядеть несколько иначе. Конные скульптурные группы и архитектура этого места остались только на бумаге...
Я только сейчас понимаю, что погода не сыграла с нами злую шутку, наоборот, чтоб почувствовать ауру этого проспекта была нужна именно такой весенний катаклизм!
Современная ужасная попытка сделать что-то похожее на неоклассицизм..
и еще одно нагромождение архитектуры, которое чуть не съело кусочек "сталинской эпохи". Я все допытывалась у Миши, что же это за здание... Угадаете?
Гараж!!.. вот так так!!
Этот перекресток, на самом деле, очень примечательный в плане архитектурной истории. Спрятавшись от ветра за торцом дома, мы долго не могли уйти отсюда))).
На этом перекрестке стоят похожие и в тоже время непохожие два дома. Кстати я была ближе всех по датам их строительства.
по нечетной стороне дом в стиле сталинского неоклассицизма архитектора Климентова М.Я. Год постройки 1957, а с другой стороны - тот же архитектор, да только года изменились.. лет так на 7-8... как и смена руководителя страны в тоже самое время. Угадайте к чему это привело?))) Самое банальное - это на ту же высоту здания уместилось больше этажей)).. вот так с тех пор и живем с не очень высокими потолками))
Чудесно, неправда ли? на инстаграмной фото это особенно хорошо заметно
Ну а это просто зарисовка на ходу)) люблю "детали"))
Вот за что еще огромное спасибо Мише, так это за дворы.. В том смысле, что фасады - это прекрасно, но как все было и как все стало, очень наглядно можно разглядеть во дворах. Обожаю такие прогулки. Попал в самую точку!!
Когда в доме много машин.. можно строить свои архитектурные фантазии из того, что тут уже есть ;)
а трансформаторная будка тоже может быть архитектурной историей. Вот это было открытием!
А фасады и дворы отличаются, парадный Ленинград - это на проспект, будничный и без излишеств то спрятано))
Впрочем наша действительность тоже выпирает (или лежит) наружу.. Даже в дождь. Такова жизнь.
Кстати.. оказывается, что на участке от метро Фрунценская до Московских ворот нам встретилось всего 8 представителей той самой неоклассической архитектуры.. Зато исторических моментов во много раз больше!
Дом "Союзпушнина" очень знаковое место, здесь когда-то проводились меховые торги. Страна всегда славилась наличием ценного меха, а архитектура этого дома должна была еще больше подчеркнуть это наше богатство. Серое, массивное здание, мимо которого не пройдешь!
А что же дальше? .. фактически напротив этого места была когда-то Колокольня Новодевического монастыря. Но она настолько "выдавалась" в проспект, который уже был задуман как центральный, что ее снесли.
Несмотря на дождь, остановились у очень примечательной "точки".. Чем? Да множеством исторических фото, снятый примерно с этого ракурса, когда можно было сравнить, что было и что есть, сделать открытие, что чуть ли не в сороковые года тут тоже была автозаправка (если не раньше, Миша прости, подзабыла), посмотреть на перспективу проспекта и заглянуть во двор Трамвайного парка (это я, как всегда из любопытства, пока все бежали мимо)
А вот дальше мы впервые пересекли проспект.. Потому что не увидеть это место со всех сторон не смогли. Место трагическое, наш гид рассказал о трамвайной трагедии на Московском проспекте, произошедшей 1 декабря 1930 года. Тогда трамвай №8 столкнулся с грузовым поездом. Погибло 28 человек. На месте этой страшной аварии сейчас стоит жилой дом, а рельсы железной дороги, по которой и шли вагоны поезда, до сих пор еще сохранились во дворе.
А пока мы только услышали о трагедии и о том, что...
наказаны были многие..
а пока мы просто переходим проспект и я не могу не снять шикарную перспективу на Триумфальные ворота
А произошло вот что.. в те года существовала маневренная ветка, соединяющая ж/д вокзалы, в тоже время по проспекту ходили трамваи, конечно они были сделаны почти из фанеры. По трагическом стечению обстоятельств, поезд с вагонами сдавал назад и подмял под себя трамвай, состоявший из двух вагонов. Из старых фото видно, что трамвай фактически весь погребен под вагоном, что не удивительно, учитывая разницу в массах. Очень жаль людей, пожалуй самая массовая авария с трамваем на все времена в нашем городе..
А мы.. идем по "следу".. и ищем те самые ж/д рельсы. Этот жилой дом Наркомпищепрома был построен через 8 лет после трагедии в 1938-1939 году.
Наш город сохраняет еще множество неожиданных и старых находок. Вот так идешь по проспекту, а буквально два шага в сторону и...
конечно же все принялись снимать)) Впрочем, место того стоит.
Кажется, что сейчас сюда прибудет поезд-призрак.. А кто знает, вдруг здесь такой ходит? )
Снова переходим проспект...
А вот тут раньше был ДК им. Капранова.
Дом культуры предназначался для работников кожевенного и обувного производства (неподалеку находилась крупнейшая обувная фабрика «Скороход»). Здание было спланировано по двухчастной схеме: к симметричному театральному корпусу с трапециевидным залом на 1300 мест примыкала асимметричная группа объемов клубной зоны с малыми залами.
Творческий замысел М. С. Рейзмана, подобно многим проектам его современников, претерпел определенную метаморфозу. Приемы конструктивизма, выраженные с ригористической последовательностью в первых вариантах, были затем несколько скорректированы и смягчены. Тем не менее, осуществленное здание обладало яркими и характерными чертами конструктивизма — такими как динамично развитая структура, сопоставление четких прямоугольных и пластичных цилиндрических объемов, горизонтальные окна и вертикальные полосы остекления, плоские крыши с соляриями и выявленные в интерьерах несущие железобетонные конструкции.
С картинки смотрит вроде бы такое же здание, но нет.. сейчас перед нами новодел, правда, воспроизведенный чисто внешне достаточно близко к тому, что было. Лично мне жаль то здание, я когда-то там бывала и мне оно нравилось.
Перейдя на сторону бывшего ДК с этой точки хорошо видно другое интересное здание. это бывшее здание Больницы Коняшина.
Именно сюда в день трагедии в 1930г. принесли раненных с трамвайной аварии. Но дом выглядел немного по-другому. Была убрана башенка и надстроены еще три этажа. Кстати, здесь до сих пор функционирует медицинское учреждение.
Вот так.. мы дошли до Московских ворот... и узнали еще несколько исторических фактов и интересностей.
Московские ворота - последнее крупное сооружение, созданной архитектором В. П. Стасовым.В 1878 году под Московскими воротами торжественно прошли полки, участвовавшие в освобождении от турок Болгарии, Сербии, Черногории, Бессарабии, Аджарии и части Армении.
По общеизвестным данным, в сентябре 1936 года в связи с реконструкцией Московского проспекта Московские ворота были разобраны. Однако, Миша, по ряду причин считает, что это было сделано в 1938г. Вообще интересно было б найти еще фактов. Люблю такие нестыковки))
В 1930-х годах планировалось перенести центр города на юг, ворота должны были украсить один из новых парков - современный парк Победы. Однако Великая Отечественная война помешала этим замыслам. Все чугунные детали описали и передали на специальный склад. Декоративные элементы передали на хранение в музеи Академии художеств, городской скульптуры и Артиллерийский музей, где (как всегда) частично были и утрачены. В 1941 году чугунные детали Московских ворот использовались при сооружении противотанковых сооружений на подступах к Ленинграду.
Вообще очень интересная история с воротами.. Но все замерзли и по плану должны были проехать в метро пару остановок, чтоб продолжить пеший маршрут до Московской площади.
Но попав внутрь, кое-кто срочно вынужден был уйти.. А часы экскурсии уже неумолимо перевалили за 4 часа..
Интересно было очень!!! К сожалению, нам тоже нужно было ехать на деловую встречу.. Но я все никак не могла оторваться от море информации..
Экскурсия плавно перетекла на рельсы метрополитена в прямом и переносном смысле.. Миша, с тебя экскурсия, ей богу!
Кто угадает, какая станция метро должна была так выглядеть? ))
Жаль, что мы не дошли до победного.. Оказывается чуть-чуть нам не хватило времени.. Но это было потрясающе!!
Огромное спасибо Мише samiznaetekto за проделанный колоссальный труд и много интересных моментов. Потрясающий материал, хорошая компания и поверь, погода в этом деле не помеха, ты с успехом удержал аудиторию даже в такой непростой ситуации.
Если соберешься еще по дворам и районам, буду рада присоединиться!!
Journal information