
«Все тут было — иностранщина и шведский уют. Упрямый и хитрый городок, с кофейными мельницами, качалками, гарусными шерстяными ковриками и библейскими стихами в изголовье каждой постели…» — Осип Мандельштам о Выборге... Ну может уюта сейчас не так как раньше (хотя каждому свое - мне лично нравится), то вот "иностранщина" до сих пор остается фишкой города. Да и замок - изюминка на торте этого городка.
2.

А вы знаете что... В 1860 году Выборгский замок признали негодным к обороне и вывели из подчинения Военного ведомства. В 1888 году по приказу императора Александра III было выделено 460 тысяч рублей на проведение реконструкции замка. В 1891-1894 году работы выполнило Военно-Инженерное ведомство под руководством инженера-полковника Э.Лезедова. Хотя внешне замок остался практически прежним, полностью была изменена планировка его помещений. Стрельчатые и полуциркульные своды заменили на балочные перекрытия. Появились новые оконные проемы. У входа в башню Святого Олафа построили гранитное крыльцо, а внутри башни установили металлическую лестницу для подъема на смотровую площадку.
Башня названа в честь Святого Олафа, одного из самых почитаемых в Скандинавии общехристианских святых. Башня стоит на самой высокой площадке Замкового острова, на скалистом уступе. Лестница, ведущая со двора в башню, появилась лишь в самом конце XIX века, зато сама нижняя часть башни (около 16 метров шириной) сохранилась практически в том же виде, в каком ее возвели в 1293 году при основании замка. Это самое высокое строение в городе, ее общая высота над уровнем моря со скалой, на которой она стоит, 75метров. Стены выложены из гранитных валунов и кирпича. Окончательный вид башня Святого Олафа приобрела в 1891-1894 гг.
3.
Высота башни Святого Олафа 48,6 метров, толщина стен в подвале 5,5 метров, у основания 5 метров, у купола 3,5 метров. Внутренние перегородки сгорели во время очередного пожара, поэтому внутри установлены строительные леса с лестницами.
4.
Башню ждет большая реконструкция. Вот что пишут на официальном сайте Выборгского замка:
Реставрация сохранит современный облик фасадов башни и здания в целом, его
А пока поднимаемся по всем давно знакомым лестницам вдоль стен... Не знаю, а мне так нравилось, есть в этом что-то загадочное что ли. Впрочем реконструкция Башне тоже нужна, особенно, если тут все таки будут делать музейные экспозиции именно по средневековью.. Хочется, чтоб тут царил рыцарских дух :)
5.
6.
О сколько же надписей таит в своих стенах Башня.. Сколько людей тут было и в какие давние года, кто кого любит, кто из какого города. Прямо таки летопись времен))).. Интересно бы было перед реконструкцией зафиксировать все это, что-то есть в этой идее. Кстати, ее озвучивала Наталья, которая и водила нас по закоулкам замка.
7.
8.
9.
"Знаете, сколько ступенек ведет к куполу?" - спрашивает музейный смотритель у туристов, собирающихся забраться наверх. И, не дожидаясь ответа, объявляет: «Двести тридцать девять. Так что будьте готовы». И вы знаете, а ведь готовы оказываются не все, и даже поднявшись под купол, пугаются и спускаются вниз. Высота башни — 48,6 метра, как у современной шестнадцатиэтажки. Желающие прочувствовать дух Средневековья поднимаются по прилепившейся к толстенным стенам лестнице.
Точно.. "МНОГО СТУПЕНЕЙ")) - и не скажешь лучше))
10.
11. Все.. последняя маленькая винтовая железная лестница и можно выйти на смотровую площадку.
Отдышавшись, протискиваемся через крохотную дверцу на смотровую площадку — узкую дорожку вокруг купола, с которой открывается впечатляющий вид: внизу, у подножия, лежат улицы старого Выборга, чуть дальше - балтийские заливы и острова, а за городом летом можно разглядеть полосу зеленых лесов. Восхождение на башню Святого Олафа по праву считается главным выборгским аттракционом и каждый, кто сюда приехал, непременно должен побывать здесь.
Люблю я этот вид. Каждый раз замирает сердце от высоты (я ведь ее очень боюсь) и каждый раз не могу устоять от похода наверх.
12.
13. А если посмотреть не только вперед, но и вниз, то геометрия замка завораживает!
14. Вот и pink_mathilda со мной согласна)) .
15. Выборг как на ладони. Со всех сторон. Вон кораблик-гостиница. А там дальше железная дорога и вокзал.
16. А вот и Часовая башня, еще одна из достопримечательностей города.
Находится она вблизи руин выборгского Кафедрального собора, являясь его бывшей колокольней, ее видно практически из любой точки города. Часовая башня является высотной доминантой средневековых кварталов Выборга, важным компонентом силуэта города.
Вот ее история: В феврале 1561 года храм был перестроен, и в Выборг привезли большой колокол. К этому времени звонницу уже отстроили из камня. Нижний ярус Часовой башни – это та самая звонница, тогда еще невысокая и довольно массивная. Можно предположить, что колокольня выборгского собора имела и оборонные функции, что соответствует традициям средневековой Швеции. В 1600 году на ее стене установили циферблат, и с этого времени башня стала Часовой. Собор и его звонница часто страдали от городских пожаров. Это было причиной перестроек, ремонтов, замены кровли и колоколов. В 1678 пожар в городе был настолько страшным, что оплавились колокола. После этого события башню укрепили, надстроили в форме восьмигранника, а шатровая кровля звонницы получила новое завершение в виде шпиля с флюгером-петушком. Во время пожара 17 июня 1738 года шпиль сгорел, а из всех колоколов сохранился лишь один. После очередного пожара, во время которого в 1793 году выгорел почти весь город, колокольню перестроили по проекту губернского архитектора Йохана Брокмана. На старом восьмерике возвели новый с четырьмя полуциркульными арками-звонами. Часы из нижнего восьмерика перенесли в первый ярус верхнего. Они были специально заказаны хельсинскому часовщику Петеру Эльфстрему. Тогда же был подвешен набатный колокол, который городу подарила Екатерина II, и башня, таким образом, стала пожарной каланчой. На колоколе сохранились надписи: «При возобновлении сей колокольни по превращении оной приключившемуся в 1793 году здешнему городу Выборгу пожара в пепел в 1796 году» и «Лит в Москве на заводе Петра Струговщикова. Весу 61 пуд».
В 1848 году в башне установлен новый часовой механизм с гирями весом 12 и 8 пудов. Старые циферблаты заменили новыми и добавили еще два – на северной и южной стенах. Это было последнее изменение облика Часовой башни. В годы Второй мировой войны кафедральный собор разрушила бомба, а звонница уцелела и продолжает верно служить городу.
Сейчас наконец-то тоже идет реконструкция. Надеюсь, что потом можно будет снова подниматься наверх и любоваться городом с интересной точки обзора.
17. Зима - время творчества))
18. Как ни странно, но причал не пуст..
19. Круглая (райская) башня замка.
20.
21. А вон виднеется купол Круглой башни, что на Рыночной площади, ее построил инженер Ханс Берген в 1547-1550 годах. Возвели её для того, чтобы усилить городские укрепления по приказу короля Густава Вазы. И была тогда эта башня была яйцевидной формы. Изначально планировалась постройка двух одинаковых башен, и обе должны были вести артиллерийский огонь. Башня была соединена со Скотопрогонной галереей. В 1564 году башня стала уже частью Рогатой крепости. Именно в Круглой башне в 1609 году представителями Василия Шуйского и Карла IX был подписан договор о помощи России. Когда Выборг стал русским городом, башня перестала быть военным сооружением и получила название Петербургской.
На Рыночной площади башня оказалась в 1861 году, когда крепостные стены были срыты вместе с батионами. Она сменила ещё несколько названий, побыв и Петровской и даже «Толстой Екатериной». В разное время башню использовали как склад, тюрьму, здание Технического клуба, полевую кухню, сейчас здесь находится одноимённый ресторан.
22. Зима не время для хандры.. Кайтбординг в этом время года тоже очень популярен.
23. А это вид на Выборгский судостроительный завод. Я там была буквально в начале зимы на спуске ледокольного судна для Газпромнефти. Кстати, его видно отсюда, если приглядется между кранами на стапелях у достроечного причала стоит красавец.
ПАО «Выборгский судостроительный завод» — одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-Западном регионе России, верфь с более чем шестидесятилетним опытом работы в области коммерческого и военного судостроения. С момента основания (1948 год) верфь построила 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей верхних строений платформ для разработки нефтегазовых месторождений. Суммарное водоизмещение построенных судов 1 550 000 т.
24. еще разок полюбуемся Часовой башней, хоть она и в лесах.
25. И даже зимой.. Выборгский замок впечатляет. Да?
Спасибо

Надеюсь, что это мой не последний визит в славный город Выборг, в замок и прогулки там. Кстати, возможно мне стоит покопаться в своих архивах и тогда найдется еще не один повод для рассказов о Выборге и Монрепо. Так что - это была не последний репортаж в моем блоге.
Journal information