Витебский вокзал - место, где хранится прошлый век и наступает век будущий. Это образец соединения красоты и функциональности, это архитектура, которая вдохновляет! Не могла не сходить на Экскурсию, приуроченной к акции ОАО "Российские железные дороги" - "Фотографировать разрешается", которая ставит целью популяризировать фотосъемку вокзалов жителями и гостями города и вместе с этим увидеть Петербург Глазами Инженеров - это очень интересный ракурс.
Витебский вокзал стал первым общественным зданием в Петербурге, построенным в стиле модерн, и по праву считается чудом архитекторской и инженерной мысли.
Со слов Марины: здание – детище той эпохи, когда железная дорога – это всегда прибыль, причем активная и динамичная.
Первую в России железную дорогу между Санкт-Петербургом и Царским Селом начали строить 1 мая 1836 года по указу, подписанным лично императором Николаем I. Автором и строителем был профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. А уже через полтора года, а именно 30 октября 1837 года, состоялось её торжественное открытие. В Санкт-Петербурге станция для железной дороги представляла собой открытую деревянную платформу и небольшое деревянное же здание для пассажиров и служебных помещений. Располагалась она на месте нынешней станции метро Пушкинская.
Первая станция прослужила 12 лет. В 1849–1852 годах по проекту архитектора К. Тона было построено новое каменное здание станции, которое позднее перестраивалось и расширялось. К 1900-му году, когда было принято решение о строительстве большого современного вокзала, Царскосельский вокзал — по названию железной дороги до Царского села — представлял собой двухэтажное здание вдоль Загородного проспекта.
И вот... Новый вокзал был построен в течение 1900-1904 годов. Достаточно быстро, по меркам начала предыдущего века:
- в 1900 году вокзал приобрело общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
- в это же время было принято решение о строительстве нового станционного здания.
- возведение и отделка завершились в 1904 году. В проекте принимали участие архитектор С. А. Бржозовский, инженеры С. И. Минаш, Н. С. Островский, Ф. Кнорринг, В. С. Герсон и другие мастера. В это же время железнодорожную линию продлили до Витебска. Впоследствии вокзал стал называться Витебским. Несмотря на то что вскоре дорогу проложили еще дальше, это название сохранилось до сегодняшнего дня.
1.
Столь привычный взгляду Витебский вокзал в начале ХХ столетия поражал своей новизной. Удивление вызывала необычная архитектура, технические новшества, да и само здание подобного назначения было олицетворением прогресса и перемен. Кроме того, новым было повсеместное электрическое освещение, транспортеры, лифт для пассажиров, так называемая багажная подъемная машина и, разумеется, художественное решение этого произведения архитектуры. Во внешнем облике здания в стиле модерн отражается и его внутренняя структура, обусловленная прежде всего функциональностью помещений. На этих принципах базируется архитектура как частных особняков, так и масштабных общественных построек в новом стиле, рассчитанных на свободное движение оживленной толпы.
Если вы когда-нибудь были в нашем городе, то наверняка успели если не посетить (или уехать отсюда за город), то хотя бы прогуляться мимо Витебского. И тогда уж точно не могли не заметить, что здание отличается ярко выраженной асимметричностью. Вместе с тем вокзал органично вписывается в архитектурную среду Петербурга. Главным фасадом здания является северный, выходящий на Загородный проспект. Левую его часть при взгляде со стороны Загородного проспекта украшает часовая башня. Над циферблатами часов распластали крылья совы, устроившиеся в нишах башни (говорят, что скоро и их реставрируют). Доминирующий кубический объем, определяющий место главного вестибюля, расположен не в центре, а справа. Он контрастирует с устремленной вверх изящной часовой башней с противоположной стороны. В здании вокзала проявляется еще одна черта стиля модерн — его тяготение к выставочности.
Между часовой башней и главным вестибюлем на обоих этажах здания находятся кассовые залы, но на второй этаж мы поднимемся позже, первый же изучим уже сейчас. Потолок зала отдыха и предварительной продажи билетов на первом этаже вокзала поддерживают многочисленные четырёхгранные колонны. Раньше это помещение предназначалось для пассажиров III класса.
2.
И вот, пройдя от входа под часовой башней через кассовый зал, попадаем в главный вестибюль Витебского вокзала! И тут... Тут кружится голова и захватывает дух! Разве можно остаться равнодушным от сочетания изящества, инженерной мысли и воздушных сводов.
Историческое отступление: в художественной отделке внутренних интерьеров принимал активное участие гражданский инженер, архитектор Сима Исаакович Минаш. Внутреннее убранство поражает своим богатством и разнообразием форм: широкое применение нашли мрамор, бронза, художественная ковка, витражи, зеркала и картины.
3
Главному вестибюлю Витебского вокзала присущ простор, богатый декор с налетом "музейности". Это связано со стремлением модерна к синтезу искусств, где целью являлось формирование целостной среды, единой эстетической атмосферы. Просторный зал словно приглашает прогуляться по нему и полюбоваться на разнообразный декор, в котором каждый элемент воплощает идею роста и развития жизни. Большую часть стен занимают окна с витражными вставками в виде цветов, устремленных венчиками вверх. Благодаря им пространство наполняется естественным светом.
4
Особое значение в интерьере вестибюля имеет лестница. Центральный марш разделяется на два, распределяя пассажирские потоки. Лестница обрамлена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. На верхней площадке центрального марша лестницы установлен бюст императору Николаю I. Все это убранство сохранилось для нас с начала ввода в эксплуатацию вокзала, разве что за исключением бюста Николаю I (конечно же в Советский период его убрали (и утратили), а на его месте традиционно стоял бюст Ленину).
5
Удивительно, но здание сохранило и свои оригинальные наполные покрытия. Это действительно необычно в наше время! Да, местами вытерся рисунок и камень потерял свою полированную поверхность, но разве это имеет значение, когда наступаешь на него и понимаешь, что ты в другой эпохе, прямо как на машине времени.
6
7
8
Свод (купол, иногда называемый бочарным сводом) - украшение вестибюля. Над нами сложная конструкция из ферм и свод, лежащий на опорах. Очень интересная конструкторская мысль - передовая для своего времени. Это вокзал строился на долгие года и вся архитектура была подчинена функциональному назначению здания, при этом выполнена с изяществом, поражающим воображение до сих пор.
9
10
11
12
13
Что же еще может поразить в этом здании? Для архитектуры Витебского вокзала характерен синтез материалов. Особую роль в этом сыграл металл. Архитектор и инженеры стремились выявить все возможности этого материала. Он активно использовался в конструкциях, где всячески подчеркивалась его несущая функция. Такие качества, как ковкость и пластичность, обусловили его широкое применение в декоре. Металлические кованые и литые орнаменты решеток, лестниц и светильников поражают бесконечными вариациями изогнутых линий, столь любимых модерном. Металл играет важную роль и во внешнем облике здания. Он его основная составляющая и в прямом смысле несущая конструкция.
14
В тёмное время суток вестибюль освещают многочисленные и разнообразные светильники.
Проведение электричества позволило бесконечно экспериментировать с формами светильников. Они представлены на вокзале во множестве вариаций. Только в вестибюле можно насчитать пять видов. Сквозь потолок прорастают диковинные формы, которые оканчиваются фонарями, оплетенными металлической сеткой. У основания лестницы более строгие в очертаниях геометрические напольные торшеры имеют массивные завершения с гроздьями белых шаров. Те же мотивы обыгрываются и в настенных бра. В остальных интерьерах вокзала в формах светильников преобладают растительные мотивы. Они напоминают гибкие стебли, распускающиеся цветами электрических фонарей. Металл словно соревнуется с природой, воспроизведя сам импульс к движению и росту. Подобный мотив в здании Витебского вокзала можно проследить и на малых формах и отдельных элементах, и на несущих конструкциях.
15
16
17
В лепном декоре на стенах женские маски в ореоле переплетенных волос и изображения Меркурия чередуются с растительным орнаментом. В интерьер органично включаются живописные панно художников В. И. Быстренина и С. И. Дудина. На них представлены Петропавловская крепость и порт в Одессе.
18
19
20
Экскурсия - это не только интересные рассказы, это еще и места, куда обычный пассажир никогда не ступал (ну разве что в начале прошлого столетия). Вот так вот с легкой руки Марины мы оказались в "сенях", откуда раньше и был вход в главный вестибюль здания. С одной стороны вас встречал швейцар, с другой (справа) - винтовая лестница на другой этаж. Но сейчас нет ни первого, от второго тоже уже мало что осталось (надеюсь, что восстановят все таки эту кованную красоту). Помещение было отапливаемое и декорировано лазурной плиткой, орнамент которой перекликается с главным залом.
21
22
23
24
25
26
27
28. А мы поднимаемся на второй этаж и через Световой зал, о котором я расскажу чуть позже, и попадаем в не менее интересные помещения.
29. Удалось подглядеть кусочек реконструкции.
Здесь был зал для пассажиров I и II классов. Зал великолепно украшен и даже напоминает музейный. Он еще назывался картинным (можно догадаться почему). Днём он освещается естественным светом через огромные окна. В тёмное время его освещают многочисленные электрические светильники. Это и 5 свисающих с потолка литых бронзовых люстр, и 10 висящих на стенах великолепных бра из кованного железа и латуни. Потолок разбит на многочисленные кессоны, расписанные растительным и геометрическим орнаментом. В простенках установлены большие зеркала в красивейших рамах. Вдоль двух стен установлены длинные дубовые скамьи.
30
31
32
Но главное, это то что идет реставрация Ресторана I класса. В начале XX века пассажиры первого класса переходили из этого ресторана в зал ожидания. Долгих 15 лет помещение было в аварийном состоянии, а сейчас специалисты начали работу по восстановлению места. Можете представить, что здесь обедали Ахматова и Гумилев, а за барной стойкой сидел даже Николай II. Удивительно, но сохранился буфет, который был доминантой зала и его отреставрируют и вернут на место. Интерьеры воссоздают по старинным фотографиям.
Кстати, из новшевств того времени - в ресторане функционировал первый в России лифт для обслуживающего персонала, а кухня находилась выше на третьем этаже для того, чтобы посетители не слышали запахи, которые бы им мешали!
33
Электропривод люстры до сих пор действующий! Кстати, можете прочитать производителя? :)
34
35
36
Также здесь стоит старинный инструмент. Впрочем, это как раз для вокзалов начала XX века было традиционным явлением и можно сказать повлияло и на само образование слова "вокзал" в русском языке, о чем я расскажу чуть ниже))
37
38
А мы переместились за еще одни двери, которые вели из "картинного зала". - Это так называемые Великокняжеские покои, а сейчас кабинет и приемная начальника Витебского вокзала. Достоверно не известно насколько часто посещали эти покои представители дома Романовых, скорее здесь было привелигерованное помещение с отдельным выходом и входом для вип-персон.
Перед покоями – уборные комнаты с дверями из дерева. (кстати, к ним был доступ и для посетителей ресторана)
40. Здесь же выше находились служебные квартиры начальника вокзала и гостевые для служащих.
Просторная комната и сохранившиеся интерьеры прошлого века. Правда выполнена в другом стиле по отношению к зданию. Мы снова попали в другое измерение. Вокзал продолжает удивлять.
42
43
44. Про выход на платформу и павильон на нем, я надеюсь, что еще смогу рассказать (для этого либо прослушаю еще одну экскурсию либо поищу сама)..
45. А теперь про то, что же такое - это странное название - "вокзал":
Первая версия: В далёком ХIII веке английский король Иоанн Безземельный подарил служившему у него нормандскому рыцарю Воксу де Броте земельный участок на правом берегу Темзы близ Лондона. Построив дом, хозяин развел там большой сад. Когда через несколько столетий это имение было унаследовано Джейн Вокс, она открыла в нем парк для загородных увеселений знати. Здесь устраивались многолюдные гулянья с иллюминацией и фейерверками, был возведен большой зал (по-английски - холл) для концертов и балов, который в честь владелицы был назван «Воксхоллом» (Vauxhall), а затем рестораны, оранжереи, аттракционы, эстрады для балаганных представлений. Причем тут "вокзал" и железные дороги? Вот тут будет продолжение в другой версии:
Вторая:
Популярность Воксхолла вышла далеко за пределы Англии, и в XVIII веке столицы других государств начали открывать у себя подобные заведения. В конце XVIII века они стали появляться в европейских странах, а в начале XIX века за океаном - в Америке. У нас в стране первое заведение подобного рода было организовано в Московском Нескучном саду (1770-е гг.), причем название «воксхолл» вскоре преобразовалось в «воксал».
Строительство "Воксала" в Павловске было обусловлено необходимостью привлечения петербургской публики для езды по строящейся Царскосельской железной дороге. Для гуляний там предполагалось использовать замечательный Павловский парк, а отдых и развлечения проводить в специально построенном при железнодорожной станции здании гостиницы. Интересно, что строитель этой линии Ф.А. Герстнер, которому принадлежит идея возведения в Царском Селе и Павловске таких сооружений, первоначально называл их гостиницами или просто строениями и заведениями.
Первое упоминание слова "воксал" встречается в третьем отчете Ф.А. Герстнера о строительстве железной дороги, опубликованном в феврале 1837 года. Тогда, очевидно, он и решил расширить функции павловской гостиницы и сочетать в одном здании железнодорожную станцию, гостиницу и залы для обедов и увеселений петербургской аристократии.
Третье:
Почему же культурологический термин «воксал» превратился в транспортное понятие? Театр и вокзал работают по расписанию и на публику, которая приходит с цветами, смеется, радуется, грустит или плачет. Пассажиры и зрители имеют билеты, которые надо сохранять до конца представления или поездки. Железнодорожный вокзал, таким образом, унаследовал праздничность театрального здания и развлекательность «воксального» заведения. Слово "вокзал", относящееся к сооружению в Павловске, со временем изменило свое функциональное значение и стало нарицательным сначала для железных дорог, а позже для всех видов транспорта.
А теперь возвращаемся в Световой зал! Почему такое название? Так вы посмотрите сами: Ощущается широта и простор, зал просто залит светом, значительная площадь потолка выполнена в виде застеклённой двускатной крыши.
46
47
Особого внимания заслуживает боковая винтовая лестница, ведущая с первого этажа в Световой зал. Она целиком выполнена из металла. Здесь особенно четко выявляется сочетание конструктивной и декоративной роли этого материала.
48
49
50
51
52
53
54
55
Из Светового зала идем в зал ожидания пассажиров 3-го класса. Он оформлен в стиле фахверк.
57
58
А если заглянуть в каморку из столовой, которая находится на этом этаже, то можно увидеть еще одну винтовую лестницу!! Куда ведет? Видимо на чердак башни здания :)
60
Ажурная ковка - фишка Витебского вокзала. В разных вариациях она присутствует везде!
Выход из Светового зала к платформе должен был вызывать вздох удивления у посетителей вокзала. И это действительно так! Широкие арочные дуги образуют три колоссальных пролета. Это сооружение стало выражением новых возможностей архитектуры, где легкие металлические конструкции могли охватить невиданное до того пространство. Особенность данных конструкций заключается в системе крепежа, где все элементы соединены при помощи заклепок. Надо отметить, что этот способ использовался и во время реставрации (с минимальным применением сварки).
Особенностью этого вокзала стало расположение платформ на 2-м этаже и обилие современных решений. Новая жизнь Царскосельской дороги началась в 1900 г., когда на волне железнодорожного бума её приобрела Московско-Виндаво-Рыбинская дорога. Новые владельцы решают её реконструировать, и из увеселительной дороги превратить в полноценную магистраль для пассажирских и грузовых перевозок в юго-западном направлении. Развязку железной дороги и набережных Обводного канала соорудили в разных уровнях. Для этого насыпь, на которую укладывался путь, пришлось поднять почти на 5 метров. Поезда стали подходить к Витебскому вокзалу на уровне 2-го этажа
64
65
А под нами... Под нами находятся интересные вещи: механизмы подъемных машин для багажа (лифтов) (говорят, что лифт №11 вернут к жизни). Но уже другая история, которая требует отдельного и большого изложения.
А еще Витебский вокзал знаменитый актер. Без преувеличения это так: "Вокзал для двоих", "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона", "Анна Каренина" и тд и тп.
67
68
69
70
71
72
73
Ах да.. Этот вокзал и например железнодорожный мост (про который писали мои сообщники по теме) могут служить прекрасным интерьером для съемок, кому интересно на примере одной из них покажу
Одной из главных задач модерна было преобразить быт, повседневность, превратить любое пространство в эстетическую среду, которая должна была окружать человека дома, в магазине, на улицах города. И даже чисто функциональная постройка, как вокзал, - это тоже изменение реальности, когда красота и функциональность превращаются в шедевр архитектуры.
Спасибо Марине Зубковой за увлекательный экскурс и spbblog за возможность ее послушать. А также сообщникам за компанию: pink_mathilda tri_stroki olgavisavi itditpspb и др :)
Journal information