?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Думается мне, что про Ту-144 в нашей стране если не знают, то слышали почти все, кто хоть как-то неравнодушен к авиации.
Не слукавлю, если выражу свое мнение, что эта машина на МАКС 2011 была не менее популярна, чем А-380, несмотря на то, что самолет, к сожалению, только участник статичной экспозиции.



Не знаю, удача это или нет, но увидеть Ту-144 не просто стоящим в экспозиции, дорогого стоит. Захватывающее зрелище, когда борт вели на место. Необычный внешний вид.. для меня воспоминание детства, а возможно просто дежа вю.. Не знаю, но мой отец одно время часто летал а Алма-Ату в длительные командировки и яркое воспоминание из детства - это очень похожий самолет. Не исключаю, что путаю что-то, но .... сейчас не об этом, пусть у меня остаются эти непонятные яркие картинки, а мы поговорим сейчас о МАКС 2011 и о Ту-144.
Итак.. Что же можно узнать из разных источников: Является первым в мире сверхзвуковым авиалайнером, который использовался для коммерческих перевозок.
Сверхзвуковой самолет было поручено создавать КБ Туполева, модель получила название Ту-144. Ее франко-британского собрата назвали "Конкорд".  Кстати, самолет впервые называли лайнер.  Разработки по созданию сверхзвукового пассажирского самолета велись параллельно СССР и Францией-Великобританией. Причем в Советском Союзе работы в этой области начались спустя год после начала работы в Европе.
Да, мы опередили англо-французский "Конкорд" - это факт, в конце декабря 1968года - первый ТУ-144 выполнил удачный полет, это за два месяца до "запуска" Конкорда. Примечательный еще  и тот факт, что конструкторы обоих самолетов шли параллельно в своих разработках. Эти два самолета, схожие по одним параметрам, значительно различались по другим. И Ту-144, и "Конкорд" были созданы для полетов на сверхзвуковых скоростях, но разные маршруты, которыми они должны были летать, наложили отпечаток на условия звукового удара, производимого лайнерами. Эксперты отмечали различия и в расстановке двигателей, и в габаритах самолетов, и в численности экипажей, а также в целом ряду конструктивных особенностей.



Ту-144 - первый в истории пассажирский авиалайнер, преодолевший звуковой барьер. Это  произошло 5 июня 1969 года на высоте 11 тысяч метров.
Вообще очень много примечательных фактов, связанных с этим самолетом. Я, пытаясь, систематизировать, все что узнала за последние несколько дней, даже не знаю с чего начать. Поэтому, по ходу, наверно дам пару ссылок, просто поделюсь еще своими фото и изложу показавшиеся мне интересными факты.


Чуть-чуть сухих характеристик:

Ту-144С
Размеры
Длина (м) 65.7
Размах крыльев (м) 28.0
Высота (м) 12.5
Площадь крыла (кв.м) 503
Вес
Макс. взлетный вес (кг) 195 000
Макс. коммерческая загрузка (кг) 15 000
Макс. запас топлива (кг) 98 000
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой (км) 3 080
Макс. крейсерская скорость (км/ч) 2 200
Максимальная скорость (км/ч) 2 500
Двигатели НК-144A,
4 x 18000 кгс



Да, первый Ту-144 покорил небо уже в 1968 году, но для серийного производства нужно было "довести" множество параметров и касаемо крыла, двигателей, расхода топлива, подъемной массы  и т.д.  Хочу отметить, что первый экземпляр значительно отличался от последующих.

Строительство предсерийного Ту-144 № 01-1 (бортовой № 77101) завершилось в начале 1971 года, 1 июня 1971 года самолет совершил первый полет. По программе заводских испытаний машина выполнила 231 полет, продолжительностью 338 часов, из них 55 часов самолет летал на сверхзвуке. На этой машине отрабатывались комплексные вопросы вопросы взаимодействия силовой установки и самолета на различных режимах полета. 20 сентября 1972 года машина совершила перелет по трассе Москва-Ташкент, при этом маршрут был пройден за 1 час 50 минут, крейсерская скорость во время полета достигала 2500 км/ч. Предсерийная машина стала основой для развертывания серийного производства на Воронежском авиационном заводе (ВАЗ), которому решением правительства было поручено освоение в серии Ту-144.

Первый полет серийного Ту-144 № 01-2 (бортовой № 77102) с двигателями НК-144А состоялся 20 марта 1972 года. В серии, по результатам испытаний предсерийной машины, была откорректирована аэродинамика крыла и еще раз несколько увеличена его площадь. Взлетная масса в серии достигла 195 тонн. Удельный расход топлива НК-144А к моменту эксплуатационных испытаний серийных машин намеревались довести до за счет оптимизации сопла двигателя до 1,65-1,67 кг/кгс час, а в дальнейшем до 1,57 кг/кгс час, при этом дальность полета должна была увеличиться до 3855-4250 км и 4550 км соответственно. Реально смогли достичь к 1977 году в ходе испытаний и доводок серии Ту-144 и НК-144А Ср=1,81 кг/ кгс час на крейсерском сверхзвуковом режиме тяги 5000 кгс, Ср=1,65 кг/кгс час на взлетном форсажном режиме тяги 20000 кгс, Ср=0,92 кг/кгс час на крейсерском дозвуковом режиме тяги 3000 кгс и на максимальном форсажном режиме на трансзвуковом режиме получили 11800 кгс.

3 июня 1973 года первая серийная машина во время демонстрационного полета в Ле-Бурже потерпела катастрофу. Погиб экипаж во главе с летчиком-испытателем М.В.Козловым (помимо М.В Козлова в этом полете погибли второй пилот В.М.Молчанов, Заместитель главного конструктор В.Н.Бендеров, бортинженер А.И.Дралин, штурман Г.Н. Баженов, инженер Б.А.Первухин). Для расследования катастрофы была создана комиссия, в которой принимали участия специалисты СССР и Франции. По результатам расследования французы отмечали, что отказа в технической части самолета не было, а причиной катастрофы явилось: наличие в кабине непристегнутых членов экипажа, внезапное появление самолета "Мираж" в поле зрения экипажа самолета Ту-144, наличие кинокамеры в руках одного из членов экипажа, которая при падении могла заклинить штурвал управления. Судя по всему в тот момент подобное заключение устраивало всех. Пожалуй наиболее емко и точно о катастрофе Ту-144 в Ле-Бурже в 90-е годы высказался Э.В.Елян: "Эта катастрофа - горький пример того, как стечение мелких на первый взгляд, незначительных небрежностей, в данном случае и со стороны французских служб управления полетами, привело к трагическим последствиям."

Производство Ту-144 с НК-144А продолжалось в Воронеже до начала 1977 года. На этих машинах был проведен большой объем летных испытаний и начаты полеты с пассажирами. На Ту-144 № 02-1 (бортовой № 77103), первый полет выполнен 13 декабря 1973 года, отрабатывался пилотажно-навига-ционный комплекс НПК-144, система электроснабжения, проводились испытания на режимах прерванного взлета, совершались технические рейсы по городам СССР.



На Ту-144 № 02-2 (бортовой № 77144), первый полет 14 июня 1974 года, проводились исследования по аэродинамике, прочности, поведению на больших углах атаки, проверялась работа самолетных систем и оборудования в нештатных полетных ситуациях, в 1975 году машина летала в Ле-Бурже.

Ту-144 № 03-1 (бортовой № 77105) построили в 1973 году и сразу переделали в Ту-144Д с двигателями РД-36-51А.

Ту-144 № 04-1 (бортовой № 77106), первый полет 4 марта 1975 года, использовался для оценки эффективности работы СКВ, на нем решались некоторые проблемы по топливной системе. 26 декабря 1975 года на этой машине был выполнен первый эксплуатационный рейс по маршруту Москва - Алма-Ата. К этому моменту помимо летчиков МАП, на Ту-144 уже начали летать летчики МГА. Самолет перевозил по маршруту грузы, почту, полеты проходили на высотах 18000 м и со скоростями 2200 км/ч. В настоящее время Ту-144 № 04-1 можно видеть в экспозиции Музея в Монино.

Ту-144 № 04-2 (бортовой № 77108), первый полет 12 декабря 1975 года, проводились доводочные работы по системам навигационного оборудования, по АБСу-144, по системе директорного захода на посадку, по автомату тяги.

Ту-144 № 05-1 (бортовой № 77107), первый полет 20 августа 1975 года, после заводских испытаний и испытаний по различным программам, был представлен в 1977 году в качестве комплексного объекта на совместные государственные испытания. По результатам этих испытаний отмечалось, что летно-технические характеристики самолета, за исключением практической дальности полета с заданным числом пассажиров, взлетной массе, соответствуют заданным на Ту-144 требованиям (при испытаниях получили практическую дальность полета на сверхзвуке при взлетной массе 195 тонн при коммерческой нагрузке 15 тонн 3080 км, при 7 тоннах - 3600 км. Подчеркивалось, что дальность полета 4000-4500 км, при коммерческой нагрузке 14-15 тонн на Ту-144 с НК-144А не может быть реализована и отмечалось, что получение требуемой дальности возможно с двигателями РД-36-51А.

После окончания совместных испытаний принимается решение МАП-МГА о начале пассажирских перевозок на самолетах Ту-144 с НК-144А. Ту-144 № 05-2 (бортовой № 77109), первый полет 29 апреля 1976 года, и Ту-144 № 06-1 (бортовой № 77110), первый полет 14 февраля 1977 года, использовались для регулярных пассажирских перевозок по трассе Москва - Алма-Ата. В первый пассажирский рейс Ту-144 отправился 1 ноября 1977 года. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. До момента прекращения регулярной эксплуатации с пассажирами в мае 1978 года, экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.

Ту-144 с НК-144А стал первым в СССР пассажирским самолетом, который получил национальный сертификат летной годности на безопасность перевозки пассажиров, остальные самолеты Аэрофлота в то время подобного сертификата не имели (исключение составлял Ту-134, который был сертифицирован в Польше по английским нормам летной годности).



Сейчас сохранилось несколько бортов и до сих пор идут споры по поводу возрождения этого самолета.
Решать, конечно, специалистам, но интузиасты создают сообщества, собирают деньги, проводят субботники. Думается, что точка в истории ТУ-144 еще не поставлена..



Сухие цифры и факты можно узнать в Википедии, или на сайте ВАСО, а много интересного видео можно увидеть в группе вКонтакте.

ПЫ СЫ
Как же хочется опять на МАКС.... :)


Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
id77
Aug. 12th, 2013 03:52 pm (UTC)
Спасибо за отличный пост!!
fotomanya
Aug. 12th, 2013 07:43 pm (UTC)
я рада, что понравились мои изыскания.. Ну и репортажила на МАКС 2011 я все таки не зря))))
Спасибо, что мой пост заметил)
id77
Aug. 12th, 2013 07:55 pm (UTC)
Ты молодец :-)
fotomanya
Aug. 12th, 2013 07:59 pm (UTC)
"Мухтар старался")))
я что-то подсела на самолетную тему.. ))) и как оказалось в архиве лежит много вкусного с МАКС)


Edited at 2013-08-12 08:00 pm (UTC)
id77
Aug. 12th, 2013 08:02 pm (UTC)
:-))) дерзай! Получается то хорошо :-)
fotomanya
Aug. 12th, 2013 08:14 pm (UTC)
раз есть поддержка - буду дерзать!))
rahil_rahlenko
Aug. 12th, 2013 03:53 pm (UTC)
красавец какой! похож на стилет.
fotomanya
Aug. 12th, 2013 07:44 pm (UTC)
возможно.. такой аналогии не проводила))
antongainanov
Aug. 12th, 2013 08:06 pm (UTC)
В детстве у меня была модель этого самолета. Сколько себя помню, относился к Ту-144 с каким-то странным трепетом. И по сей день гляжу на это чудо инженерной техники и что-то внутри движется...
fotomanya
Aug. 12th, 2013 08:09 pm (UTC)
думаю такая модель была у многих.. Не могу сказать наверняка, но то ли у своего дяди, то ли у близких друзей семьи я точно видела модель этого красавца))
Да.. эта машина производит впечатление и именно трепет, ты очень точно сказал.
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Profile

maks
fotomanya
Новоселецкая Мария
Website
Powered by LiveJournal.com